Заучивание стихотворения плещеева а. н «травка зеленеет» в старшей группе

Заучивание стихотворения плещеева а. н «травка зеленеет» в старшей группе. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру

Анализ стихотворения Плещеева «Сельская песня»

Наверное, нет в нашей стране такого человека, которому бы в первые деньки наступающей весны не пришли в голову следующие строки:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит…

Неважно, при этом, что сеней в домах почти ни у кого уже нет, но все мы ждём ту ласточку, что «с весною … к нам летит». Это строки знаменитого стихотворения «Сельская песня» Алексея Николаевича Плещеева (1825–1893)

Большинству читателей оно известно по первым трём четверостишиям, но на самом деле его сюжет гораздо глубже

Это строки знаменитого стихотворения «Сельская песня» Алексея Николаевича Плещеева (1825–1893). Большинству читателей оно известно по первым трём четверостишиям, но на самом деле его сюжет гораздо глубже.

Стихотворение было создано в 1858 году. В нём содержится восемь строф по четыре строки в каждой. Размер – трёхстопных хорей. В четверостишиях рифмуются вторая и четвёртая строки, что отчасти напоминает перекрёстную рифму, но имеет вид abcb. В строках содержится по всего по три-четыре слова. Всё это делает стихотворение похожим на детскую считалку. Но ребяческая радость и беззаботность присутствует только в первых строфах. Потом же раскрывается настоящая семейная драма.

Повествование, как читатель узнаёт из текста произведения, ведётся от лица мужчины, главы деревенского семейства. Это он, стоя на крыльце, приветствует весеннюю птицу и просит её поделиться вестями из её путешествий. Он обращается к созданию:
Что ты всё кружишься?
Что твой чёрный глаз
Ищет всё кого-то?
Нет её у нас!

Сначала неясно, о ком идёт речь, но затем мы понимаем, что герой говорит о дочери, молодой девушке, которая вышла замуж за солдата и покинула родной дом. Автор неспроста вкладывает в уста героя такие вопросы. Думается, что незаметно он сравнивает маленькую быструю птичку с дочерью. Ведь она тоже росла в родном семейном гнездышке в милом селе, но потом выпорхнула из него, очарованная новой жизнью.

Автор показывает, как нелегко далось всем героям прощание:
С матерью прощалась
Вон за тем крестом.
Там, где куст, мне с плачем
Ноги обняла
И чуть не вернулась,
Как до гор дошла.

Описание это скромное, немногословное, но читателю легко вообразить, какие эмоции испытывают члены семьи. Складывается ощущение, что расставание происходит в несколько этапов: вот мать обнимает девушку, давая ей последние наставления и благословения. Крест указывает, что действие это разворачивается на кладбище, а оно всегда находилось на самом краю села. Наконец объятия размыкаются, и молодая героиня присоединяется к мужу. Они проходят несколько шагов, как вдруг героиня бросается назад в ноги отцу.

После прощания с родителем девушка снова пускается в дорогу, но замирает в сомнении, стоит ей только обернуться.

Несмотря на неизвестность, которая ждёт молодых в далёком городе, родители всё же отпускают дитя. Конечно, герой стихотворения беспокоится о судьбе дочери и её деток. Это выражается в риторических вопросах, адресованных ласточке.

«Сельская песня» – поразительный пример того, как поэту с помощью кратких фраз и простой композиции удаётся передать настроение и чувства людей.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Ход прогулки

Воспитатель выводит детей на прогулку.Обращается к ним: «Посмотрите, детки, в гости к нам пришла весна

Экспериментальная деятельность:

В конце марта, когда стает весь снег и земля начнет прогреваться, показать детям появившуюся первую травку. Почему она появилась на солнечной стороне участка?

Рассмотрите и потрогайте траву. Какие условия нужны растению для нормального роста и развития? Найдите эти факторы или часть их в природе. Почему именно весной, а не зимой начинается рост растений?

ПРИМЕТЫ: после дождя потеплело — к плохой погоде; туманы предвещают плодородный год.

ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ: ни в марте воды, ни в апреле травы; увидел на вербе пушок — и весна на шесток.

Стихотворение «Весенняя песенка» С. Я. Маршак

Снег теперь уже не тот-потемнел он в поле,

На озерах треснул лед, будто раскололи,

Облака бегут скорей, небо стало выше,

Зачирикал воробей веселей на крыше,

Все чернее с каждым днем стежки и дорожки,

И на вербах серебром светятся сережки!

ЗАГАДКА

Шагает красавица, легко земли касается,

Идет на поле, на реку и по цветку, и по снежку. (весна)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ: «Загадай, мы отгадаем», «Найди ошибку».

П/ИГРА «Солнышко и дождик»

Цель: Развивать у детей умение бегать не бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигнал.

1.Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел на улице. кое время года? (Весна)

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно, весной бывает дождик и солнышко светит. Сейчас мы будем играть в игру «Солнышко и дождик». Будем играть?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята это зонтик, это будет наш «дом»,под зонтик будем прятаться от дождя.

Когда я скажу «Солнышко!» и покажет солнышко, мы идем гулять.

Когда скажеу «Дождь пошел, бегите под зонтик!» и покажет тучку, мы бежим под зонтик, прячемся от дождя.

Воспитатель: Поздороваемся с солнышком.

Приветствие «Встало солнце поутру»

В колыбельке золотой

Спало солнце за рекой.

(Руки складывают перед грудью, образуя круг «колыбельку». Имитация качания младенца на руках).

Встало солнце поутру, разбудило детвору.

Вышли детки погулять,

Стали прыгать и скакать.

(Руки плавно поднимаются, разъединяются, плавно опускаются. Хлопки ладошками по ножкам поочередно, одновременное похлопывание).

2. Основная часть

Воспитатель: «Светит солнышко! Идите гулять!» (показывает солнышко).

Дети гуляют.

Воспитатель:

Солнце в небе засияло,

Очень весело нам стало.

Раздаётся громкий смех,

Светит солнышко для всех.

Тучка солнце вдруг закрыла,

Стало грустно и уныло.

Хлынул дождик проливной.

Воспитатель: «Дождь пошел!» (показывает тучку)

Дети бегут под зонтик.

Игра повторяется несколько раз.

Дидактическая игра «Наоборот»

Ход игры: называю слово, а дети называют противоположное по смыслу. Большой – маленький, далекий – близкий, мутный — прозрачный, слабый – сильный, тихий — громкий, легкий – тяжелый.

Беседа: Труд взрослого на участке.

Предлагаю детям обратить внимание на чистоту участка. — Как вы думаете, кто здесь поработал? (Ответы детей)

А что это за профессия такая дворник? Чем он занимается? Да ребята, дворник — профессия, связанная с поддержанием чистоты и порядка во дворе и на улице

— Как вы думаете, кто здесь поработал? (Ответы детей). А что это за профессия такая дворник? Чем он занимается? Да ребята, дворник — профессия, связанная с поддержанием чистоты и порядка во дворе и на улице.

-Дети, чтобы участок был чистым, что нужно сделать? (Ответы детей: убирать мусор, не сорить). Да,даже поговорка такая есть: «Чисто, не там где убирают, а там, где не мусорят». Поэтому,где бы вы не были: гуляете на участке, на детской площадке, в лесу всегда поддерживайте чистоту и порядок.

Индивидуальная работа

Цель: Развитие прыжков на двух ногах с продвижением вперед.

Свободная деятельность детей по желанию.

Воспитатель с детьми подгруппы убирают с участка игрушки и заходят в группу.

Ход занятия

Части занятия Содержание занятия Методы и приемы

Вводная часть — Ребята, чтобы вы сами догадались, о чём пойдёт речь сегодня, я хочу загадать вам загадку.Слушайте внимательно:

Я раскрываю почки, в зеленые листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня.

(весна)

Что значит «движения полна» (снег тает и бегут быстрые ручейки. И птицы прилетаю, стаями) Правильно! Кто же ответит о чём сегодня мы будем говорить? (о Весне) Да, мы сегодня будем говорить о весне и о там что происходит с приходом весны.

— Расскажите, а что в весенней природе вам нравится больше всего? (листочки на деревьях появляются, травка начинает расти, солнышко греет)

-Сейчас мы с вами посмотрим в окно и по очереди скажем, что же у нас на улице происходит.

— Кто что увидел за окошком? (ответы детей)

— давайте с вами посмотрим иллюстрации весны, а вы будете отвечать какой это период весны (ранняя, поздняя) и как вы догадались, какой это период. Отвечаем по поднятой руке. Сюрпризный момент,

Просмотр презентации

Основная А сейчас я вам покажу портрет поэта, который написал стихотворение о весне. И немного расскажу о нём.

Показ портрета.

Это Алексей Николаевич Плещеев, русский писатель и поэт. Он родился в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода, Семейство Плещеевых было известно своей страстью к литературе. Так что нет ничего удивительного в том, что Алексей с ранних лет увлекался чтением и литературой.

Отец Алексей Николай Сергеевич был лесничим в Нижнем Новгороде. Именно там и прошло детство будущего писателя.

Воспитанием Алексея занималась его мать Елена Александровна. до тринадцатилетнего возраста мальчик учился дома, учился очень хорошо, а затем он перебрался в Петербург. Там он занимался в кружке любителей литературы и начал писать свои первые стихотворения.

А теперь я вам прочту его стихотворение о весне. Послушайте!

Травка зеленеет»

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей.

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой.

Поделитесь своими впечатлениями: какие чувства у вас вызвало это стихотворение. (ответы детей)

— о каком времени года пишет поэт? (о весне)

— как вы думаете, какое настроение было у поэта в это время года? (хорошее, веселое)

— с какой интонацией лучше рассказывать это стихотворение? Каким голосом? (веселым, восторженным, добрым, радостным)

Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание.

— С чего начинается стихотворение? (приход весны травка зеленеет)

— А потом о каком погодном явлении говориться? (о солнце, оно блестит)

-Кто прилетает? (ласточка) когда она прилетает? (с весной)

— Куда она к нам прилетает? (в сени)

-Что Ласточка приводит с собой? (солнце) какое оно становится весной? (теплее, краше)

— И какой становится весна? (милее)

-Что сделает ласточка с дороги? (прощебечет)

— Кому? (нам) что она прощебечет? (привет) Как? (скорей)

— что даст ей поэт? (зёрен)

-А что поэт попросит сделать? (песню спеть)

— Какую песню? (из стран далёких)

— которую она (принесла с собой)

— Какой четверостишие показалось вам самым сложным? Давайте его повторим.

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей.

Кто хочет рассказать стихотворение, так же красиво, выразительно? Не стесняйтесь, я вам помогу.

2-3 ребёнка рассказывают стихотворение.

Заключительная Молодцы ребята, сегодня вы меня порадовали. А теперь посмотрите карточки перед вами. И выберете во вашему настроению.

жёлтый – почти все получилось, но я мог еще постараться

красный – устал, не получилось запомнить все стихотворение.

Замечательно! А теперь давайте готовиться к прогулке, на которой мы понаблюдаем за деревьями, поищем на них почки и отметим какая у нас погода, а потом обязательно заполним календарь. Рефлексия

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: